
Выбор стратегии: как ABC-анализ помогает бизнесу расставить приоритеты

ABC-анализ является незаменимым инструментом для грамотного ведения бизнеса. Он помогает определить, какие товары или клиенты приносят наибольшую прибыль с наименьшими затратами, и понять, как лучше расставить приоритеты компании. В основе этого анализа лежит известный принцип Парето, который гласит, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Метод работает практически в любой сфере предпринимательства, независимо от объёма товарооборота.
В соответствии с принципом Парето, ресурсы, которые приносят прибыль, можно разделить на три группы. Лучшим соотношением обладает группа А, когда 20 процентов усилий приносят 80 процентов заработка. К группе В относится соотношение 30 на 15, и к группе С можно отнести остальные 50 процентов ресурсов, которые дают всего пять процентов дохода, сообщил журнал «Генеральный директор«.
ABC-анализ хорошо помогает при разработке или пересмотре бизнес-стратегии, когда необходимо оценить оптимальность товарного портфеля, логистики, контрагентов, персонала или при работе с дебиторами и кредиторами. Анализ хорошо выявляет нерациональное использование ресурсов и позволяет быстро его скорректировать.
Перед началом анализа нужно понять, как полученные данные будут использоваться в дальнейшем. Для этого понадобится сформулировать критерии оценивания. Самыми распространёнными являются оборот, выручка и доходность товаров, а также общий объём продаж, частота покупок, количество чеков и наличие в них определённых позиций.
В полученных данных может быть разброс в процентных соотношениях категорий А, В и С, и в таком случае решение нужно принимать исходя из модели бизнеса. Например, крупный магазин может вывести из ассортимента товары группы С, и при этом у него не будут пустовать полки. А небольшой магазин таким образом может лишиться существенной части предлагаемых товаров.
На точность АВС-анализа может повлиять несколько факторов. Прежде всего — некорректные данные. База данных не должна содержать дублей товарных позиций. Также эксперты рекомендуют проводить анализ не чаще, чем раз в квартал или полугодие, поскольку за более короткий промежуток нельзя накопить достаточно информации. Анализировать лучше сразу несколько критериев, иначе есть риск случайно забраковать клиента, который приносит мало прибыли, хотя по выручке относится к группе А. Для полноты картины специалисты советуют дополнять ABC-анализ другими методами. Например, стратегическим анализом клиентской базы, портрета клиентов и потребительского поведения.