Ресоветизация российского кинематографа – это «эффект "Чебурашки"» - InVoice Media
Добро пожаловать в InVoice Media!
Экспертно-аналитическое издание в удобном аудиоформате
Назад
Далее
Начать
Пропустить
Все наши материалы отсортированы по рубрикам.
Close

Ресоветизация российского кинематографа – это «эффект «Чебурашки»»

29 января в 10:00 Эксклюзив

Современный российский кинематограф переживает «ресоветизацию», всё чаще обращаясь к сюжетам, уже воплощённым в советском искусстве. Коммерческий триумф этого «парада римейков» связан с фильмом «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко, занявшего 20 место в мировом рейтинге самых кассовых фильмов 2023 года. Он представляет собой готовую формулу успеха современного семейного кино: положительные смыслы и культурные символы советской эпохи, понятные для зрителей всех возрастов. Фильм резюмируется фразой раскаявшейся старухи Шапокляк: «Не бизнесом надо было заниматься, а сыном».

Семейные ценности побеждают капиталистические. При полной поддержке зала. Услышать эту фразу с отечественных экранов было бы невозможно ещё несколько десятков лет назад, а в средне- и позднесоветское время у массового зрителя она вызвала бы только снисходительную улыбку, как проявление набившей оскомину коммунистической пропаганды. Но современное российское общество является более советским, нежели советское, и более социалистическим, чем социалистическое, – в смысле своих нереализованных интенций. Именно поэтому зритель восторгается этой фразе.

Успех «Чебурашки» породил жаркие споры. Среди множества критических замечаний по его поводу прозвучало, пожалуй, и самое верное: главный герой фильма – не такой, как в советском мультике. С этим можно согласиться. Чебурашка в фильме действительно не тот. Но ведь и Гена не тот. И Шапокляк. И социальный мир, изображённый в фильме. И авторы фильма не те, и зритель, по большей части.

Однако эти констатации приводят к вопросу: а можно ли воспроизвести советские смыслы и образы спустя десятки лет в их первозданной чистоте? Символы можно распечатать на футболке, но будет ли под оной биться сердце советского человека – точь-в-точь такое же, как десятки лет назад? История есть процесс поступательный, а не попятный, так что это невозможно. Поэтому современное обращение к советским смыслам и символам неизбежно будет их изменять: само общество уже «не то». Воспроизводимые в новых условиях образы уже по определению «не те». Если бы в фильме появились новые, «зюгановские» пионеры, смогли бы они быть так обаятельно высокомерны, как в старом мультике? Высокомерны – возможно, но так обаятельно – вряд ли.

Главным в фильме являются не изменения героев советского мультфильма. Главное – что они захотели стать человечными. Этому и аплодировали миллионы современных зрителей: в каждом из них фильм разбудил либо Чебурашку, либо Гену, либо Шапокляк, одинаково нуждающихся в человечности. Но таков гуманистический пафос исходного материала. В совпадении с ним – несомненная удача фильма. В этом состоит «эффект Чебурашки»: фильм зрителю понравился не в силу каких-то особых художественных качеств, а за счёт советского источника, использованного в силу массовой ностальгии по советской эпохе.

Вот ещё один, менее удачный пример такого эффекта: новая экранизация «Бременских музыкантов» режиссёра Алексея Нужного. Очевидно, что создатели сознательно ориентировались на мультфильм 1969 года, позаимствовав из него многие образы. При этом, правда, они несколько раз неоправданно отошли от первоисточника. К примеру, у Трубадура брюки не клёш, новая Атаманша совсем не похожа на образ, взятый советскими мультипликаторами у героини Нонны Мордюковой в «Женитьбе Бальзаминова» и так далее. Но главный просчёт этого фильма – в сценарии.

В мультфильме Принцесса убегает из дома, влюбившись в Трубадура, и тот открывает для неё мир богемно-хипповой свободы. Эстетика, образы главных персонажей и сам пафос советского мультфильма отсылают зрителя в психоделическую эпоху 60-х. При этом романтические поступки героев логичны и понятны всякому, кто знаком с атмосферой того времени. В фильме же причины бегства Принцессы неясны: в Трубадура она влюбляется много позже. Поэтому из романтического персонажа она превращается во взбалмошного подростка. В итоге вместо хипповой сказки о романтической свободе зритель получил сказку об инфантильной принцессе и не очень удачном (судя по оригинальным трекам) музыканте, то есть сказку, лишённую возвышенного смысла первоисточника.

Несмотря на это, фильм зрителям понравился: за 11 дней нового года его посмотрели более шести миллионов человек. Но отнюдь не по причине выдающихся художественных качеств! Снова сработал «эффект Чебурашки».

Ничего более выдающегося, чем советское искусство, постсоветское общество не создало – вот о чём говорит этот эффект. Зритель поменялся. Он требует «советских» смыслов, а кинематограф остался таким же, как в пореформенное время: коммерческим «Голливудом на минималках». Его деятели способны создать продукт, но лишены таланта создавать мудрое и светлое искусство. Поэтому предпринятая кинематографическими генералами «ресоветизация» обоснована лишь коммерчески, но не содержательно. Она формальна. Приготовимся к тому, что с «эффектом Чебурашки» мы не расстанемся ещё долго.

Текст подготовил: кандидат философских наук, доцент Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев
Озвучил: Павел Русский

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Похожие новости
Россию пытаются выключить из Южного Кавказа

Слушать

12 июля в 18:00

Россию пытаются выключить из Южного Кавказа

10 июля прошёл южнокавказский саммит между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Уход Далай-ламы XIV изменит Тибет

Слушать

08 июля в 10:00

Уход Далай-ламы XIV изменит Тибет

Далай-лама XIV накануне своего 90-летия заявил, что начинает поиск преемника. Он сказал, что этот преемник «родится в свободной стране».

Плюс одна супердержава: с кем ещё рассорилась Литва

Слушать

04 июля в 14:03

Плюс одна супердержава: с кем ещё рассорилась Литва

Литва подписала меморандум о сотрудничестве в области обороны с Филиппинами, рассчитывая в будущем дойти и до полноценного договора.

Население Ирана хочет перемен: чего на самом деле добивается Израиль

Слушать

18 июня в 12:03

Население Ирана хочет перемен: чего на самом деле добивается Израиль

Удары Израиля по Ирану могут привести к смене власти в республике, заявил Fox News Биньямин Нетаньяху. Он утверждает, что 80% иранского населения хотело бы свергнуть руководство страны.

«Румынский Трамп» в двух шагах от президентства

Слушать

06 мая в 10:00

«Румынский Трамп» в двух шагах от президентства

На президентских выборах в Румынии сенсации не случилось. Крайне правый кандидат Джордж Симион получил 41% голосов и вышел во второй тур.

Загадка Второй мировой: победил бы СССР без ленд-лиза

Слушать

04 мая в 10:33

Загадка Второй мировой: победил бы СССР без ленд-лиза

Россия лишь в президентство Владимира Путина смогла расплатиться с США по ленд-лизу, оказанному СССР в годы Второй мировой войны. Об этом напомнил Дмитрий Песков.

Player cover
Player cover

Плейлист

Ваш плейлист пуст