
Может ли государство пойти на изъятие вкладов

Совет директоров Банка России соберётся после двухмесячного перерыва в пятницу, 16 февраля. Прежде регулятор ужесточал монетарную политику пять раз подряд, доведя ключевую ставку до 16 процентов. Однако в этот раз ставка, вероятно, останется без изменений. Макроэкономика остаётся стабильной, идёт достаточно интенсивный рост депозитов. В последние два-три месяца наблюдается существенное смещение в сторону срочных депозитов, то есть население возвращает деньги в банки. Что касается кредитования, то трансмиссия денежно-кредитной политики не такая сильная, и корпоративное кредитование растёт. С другой стороны, заметно некоторое торможение инфляции.
На фоне притока денег в банковскую систему быстро распространяются различные фейки, общий смысл которых в том, что государство заберёт вклады населения на покрытие дефицита бюджета или проведение СВО. Вероятно, это сознательная информационная диверсия. Для начала стоит сказать, что депозиты граждан считаются частной собственностью, и государство обеспечивает их защиту через систему страхования вкладов. Сумма страховки – до 1,4 миллиона рублей. Депозиты необходимы для функционирования всей экономики. И изъятие депозитов как минимум означает серьёзную рецессию. К тому же депозит – это пассив банка, то есть его обязательства перед клиентом. Против них – активы банка, чаще всего кредиты и облигации. Это не кеш, который можно просто забрать.
Смысл таких фейков – спровоцировать банковскую панику и нанести удар по финансовой стабильности и экономической безопасности страны. Хотя, конечно, сделать это непросто. Два года назад, сразу после начала СВО, наблюдалась настоящая банковская паника. Чтобы остановить бегство вкладчиков, Банк России был вынужден поднять ключевую ставку до 20 процентов. Но финансовая система устояла. В России не рухнул ни один системообразующий банк. Самым распространённым фейком является то, что государство принудительно обменяет вклады граждан на облигации оборонного займа, которые просто не существуют в природе. И никаких планов по их выпуску нет.
Расчёт распространителей фейков понятен – генетическая память граждан. В позднем СССР вклады в «Сбербанке» действительно пошли на финансирование бюджетного дефицита, а с началом реформ их быстро обесценила гиперинфляция. Потом были финансовые пирамиды и два банковских кризиса 1995 и 1998 годов. Последний разорил почти все ведущие частные банки. Но сейчас предпосылок к банковским кризисам нет. В 2023-м банковский сектор заработал рекордные 3,3 триллиона рублей против 203 миллиардов на конец 2022 года. Конечно, в России есть популисты, призывающие резко опустить или даже обнулить процентную ставку, запустив вечный механизм девальвации и гиперинфляции. Однако Владимир Путин никогда на это не пойдёт. Путь турецкой лиры российскому рублю точно не грозит.
Вкладчики могут спать спокойно. Но всё проходит. Пройдут и нынешние сладкие времена. В конце весны инфляция, вероятно, пойдёт на спад. Плюс, не стоит забывать лобби заёмщиков. Во время пандемии COVID-19 они добились снижения ключевой ставки до 4,25 процента. А значит, уже в этом году можно ожидать снижения ключевой ставки до 13-14 процентов, а следом пойдут вниз и ставки по вкладам. То есть сейчас нужно сделать вклады на максимально длительный срок и под фиксированный процент. Радует, что понижение ключевой ставки приведёт к росту котировок акций и особенно облигаций.
Ну и в заключение, любой желающий всегда может проверить стабильность своей финансовой организации через оценку кредитных агентств. Самому анализом финансовой отчётности вряд ли стоит заморачиваться. Впрочем, за надёжность «Сбера» или ВТБ вообще переживать не стоит.
Текст подготовил: член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических наук Александр Разуваев
Озвучил: Павел Русский
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции