
The Economist: что угрожает империи Илона Маска

До недавнего времени Илону Маску никто и никогда не дышал в спину. Производители электрокаров не могли тягаться с Tesla, а SpaceX обогнала конкурентов на много лет вперёд. Однако пока Маск занимается правительственными задачами в своём новоиспечённом министерстве, в мире происходят изменения, которые могут сокрушить его корпоративную империю. Два главных бизнеса, которые генерируют 90% доходов Маска, находятся под угрозой – им, как ни странно, нашлись конкуренты.
По данным журнала The Economist, в прошлом году компания SpaceX проводила пять из шести запусков космических летательных аппаратов в мире. Подразделение Starlink владело 60% всех спутников в космосе. В декабре компания продала акций на 350 миллиардов долларов, и основную долю этой огромной суммы принёс именно Starlink. Ожидается, что в этом году он принесёт 11 миллиардов долларов прибыли.
Точнее, ожидалось, пока Маск внезапно не заявил, что готов отключить Украине доступ к Starlink, чтобы вынудить Киев пойти на мировую. Это заявление всколыхнуло Европу, подорвав её доверие. Теперь европейские политики сомневаются, что Маск сможет предоставлять им стратегически важные услуги спутниковой коммуникации. Они начали поиски альтернативных поставщиков, и это моментально выделило конкурентов SpaceX и увеличило стоимость их акций.
Конечно, ни одному европейскому провайдеру не сравниться со Starlink по количеству спутников на орбите. Да и цена у американского гиганта тоже в несколько раз меньше. Видимо, поэтому американские эксперты считают, что европейцы создают слишком много шума, который ни к чему не приведёт. Однако у Starlink есть и более значимый конкурент – проект Kuiper, которым занимается дочернее подразделение Amazon. Цель проекта – поднять на орбиту 3000 спутников и создать свою собственную широкополосную сеть. Если это получится, то клиенты за пределами США могут перейти со Starlink на спутники Amazon, поскольку эта компания вызывает у них больше доверия, чем взбалмошный Маск.
Угроза Tesla во много раз больше и ближе. В середине сентября компания стоила 1,5 триллиона долларов, но сейчас её цена упала вдвое. Активисты поднимают бунты в шоурумах Tesla по всему миру – им не нравится поведение Маска. А конкуренты не дремлют: доля Tesla в мировом производстве электрокаров уменьшается, потому что всё больше компаний выходят на рынок. В 2024 году General Motors выпустила на 50% больше машин, чем в 2023-м. Сейчас фирма хочет подписать соглашение с южнокорейской Hyundai, чтобы стать вторым крупнейшим производителем электрокаров в США. Tesla всё ещё лидер рынка, но в этом году её доля упадёт до 53%. Уровень прибыли тоже падает, потому что компания пытается снизить цены, чтобы обойти конкурентов. А отзыв практически всех Cybertruck с продажи из-за некачественно приклеенных внешних панелей снизит прибыль ещё больше.
Между тем в Китае растёт популярность электрокаров от компании BYD. Они заряжаются вдвое быстрее машин Tesla. Вдобавок BYD разрабатывает беспилотную технологию. Tesla рекламирует систему помощи водителя именно как функцию беспилотного вождения. Однако водитель этой системе всё ещё нужен – без него компьютер не справляется. А вот BYD в феврале сразила рынок наповал, представив продвинутую функцию помощи водителю, которая ничего не будет стоить покупателю. Иронично, что презентация бесплатной функции состоялась одновременно с презентацией нового автомобиля Tesla, который стоит 9000 долларов.
Пока преимущества у Маска есть. Он ставит серьёзные цели, ему верят сотрудники и потребители. Успех компании привёл Илона в большую политику, где он может напрямую влиять на законодательство, которое каким-либо образом может сдерживать его амбиции. Но и конкуренты не тратят времени даром.