
Без иностранцев: кто расследует авиакатастрофу самолёта Евгения Пригожина

Бизнес-джет Embraer Legacy 600, на борту которого находилось высшее руководство ЧВК «Вагнер», потерпел крушение в Тверской области 23 августа 2023 года. Практически сразу после катастрофы Росавиация создала комиссию для расследования причин и обстоятельств аварии, а Следственный комитет (СК) возбудил уголовное дело.
Ведомства работают сообща: проводят лётную экспертизу, изучают части самолёта и получают данные с «чёрных ящиков». Росавиация будет искать причину крушения, а СК найдёт виновных. Но для суда первостепенным будет уголовное дело, так что приоритет сохраняется за расследованием СК, сообщил «РБК».
Дело о гибели пассажиров будет изучать следователь Главного управления по расследованию особо важных дел СК Иван Сибул. У него уже есть опыт работы с громкими авиакатастрофами. Расследование Росавиации необходимо для беспристрастной оценки случившегося и привлечения узкоспециализированных экспертов. А вот Межгосударственный авиационный комитет (МАК) Россия привлекать не стала, хотя обычно инциденты с гражданскими самолётами расследует именно он.
Эксперты трактуют этот момент по-разному. На месте аварии обычно делаются смывы, которые определяют, была ли на борту взрывчатка, и если была, то где именно: снаружи или внутри. Вероятно, специалисты сразу что-то установили, и поэтому МАК решили не задействовать.
С другой стороны, на фоне политической обстановки и жёстких санкций против российской авиаотрасли решение властей не приглашать зарубежных специалистов кажется вполне логичным. Производителем рухнувшего бизнес-джета числится дружественная Бразилия, и её специалисты из Центра по исследованию и предотвращению авиапроисшествий выразили готовность помочь в расследовании. Но Россия отказалась. Ведь в 2019 году компания Embraer из-за санкций отказалась обслуживать именно этот самолёт, и теперь кажется абсурдным привлекать её к расследованию. К тому же, при наличии версии теракта на борту техническое состояние воздушного судна не будет иметь решающего значения для следствия.