
Экономика шеринга: как совместное потребление входит в моду

Зачастую после приобретения вещи люди используют её не так часто, как могли бы, а большую часть времени покупка вовсе лежат без дела. В последнее время популярность набирает новая экономическая модель, построенная на совместном потреблении.
Её также называют “экономикой шеринга”. Она включает в себя все преимущества обладания предметом, исключая недостатки личного владения. К примеру, водитель использует автомобиль по назначению в среднем где-то на пять процентов от всего его жизненного срока, а всё остальное время машина стоит без надобности. При этом, страховка и налоги платятся в полном размере. Гораздо экономнее было бы давать другим пользоваться автомобилем в то время, когда он Вам не нужен, совместно оплачивая годовые расходы, сообщил “РБК Тренды”.
Сама по себе идея совместного владения чем-либо существует уже несколько тысяч лет. Люди издревле брали что-то в аренду. Однако современная шеринг-экономика весьма отличается от исторических прототипов. К примеру, если раньше основной мотивацией для приобретения вещи в аренду являлась нехватка средств, то сейчас шерингом пользуются из соображений удобства, жизненной позиции и экологических идей. К тому же, развитие IT-технологий сделало этот процесс гораздо более удобным.
Постепенно мир уходит от традиционных товарно-денежных отношений. Шеринг-экономика скорее всего станет тем вектором, который сформирует вокруг себя новые тренды. Важно понимать, что принцип совместного потребления доступен каждому человеку и может быть интегрирован практически во все общественные сферы.
Специалисты выделяют несколько подходов к пониманию экономики шеринга. Первый из них — обывательский. К нему относится набор бизнесов и услуг, аналогичных уже существующим, но за счёт совместного потребления ставшими более удобными. Вторым выделяют социологический подход, при котором шеринг-экономику рассматривают как процесс, способный принести человеку удовлетворение. Третьим отмечают экономический подход и возможность более эффективного распределения ресурсов.
В совместное использование могут пойти какие угодно предметы. Главным условием является возможность их деления. Интересно, что помимо обмена между людьми, шеринг-экономика предполагает также совместное пользование между компаниями или институциями.
Основным залогом безопасности этой модели является её прозрачность. Большинство шеринговых сервисов устроены по принципу саморегулирования, в котором участники сами оценивают друг друга. Если нарушитель начнёт покупать баллы, чтобы другие люди не видели его плохой рейтинг, то в этом случае признак прозрачности дискредитируется, а люди начнут терять доверие к сервису. Для этого компания должна выполнять роль регулятора и не допускать подобного.
По словам экономистов, шеринг-экономика имеет хорошие перспективы в России. Прирост сервисов совместного пользования в 2017 году составил 20 процентов, а в 2018 — уже 30. В 2020 году рынок удвоился, а объём превысил триллион рублей. Взявшие на вооружение эту систему компании «Яндекс», «AirBnb» и “Авито” уже успешно конкурируют с гостиницами, таксопарками и газетами.
Эксперты считают, что особым успехом будут пользоваться гибридные формы, при которых устоявшийся в нише игрок будет создавать дочерний инновационный бизнес. Примером такого может стать Hyundai, удачно запустивший собственный каршеринг-сервис. Конечно, в данный момент шеринговые сервисы несут убытки из-за высоких расходов на продвижение. Однако стоит понимать, что при этом компании обладают и колоссальными объёмами выручки.