
Подводные камни научных стартапов: что важно знать в начале пути

Технологические стартапы привлекают всё больше внимания инвесторов и целевой аудитории. Если ещё в 2017 году общая сумма проектов-«единорогов» не превышала одного триллиона долларов, то в ближайшем будущем планка может дорасти до пяти триллионов.
Сотни стартапов по всему миру выполняют самые разные задачи, наглядно показывая, что наука движется вперёд стремительными шагами. Реабилитация пациентов с помощью технологий виртуальной реальности, летающие электротакси — ещё вчера это казалось сюжетом научно-фантастического блокбастера, а сегодня это вполне ощутимая возможность менять жизнь миллионов людей к лучшему. Однако крупные компании сталкиваются с классическими проблемами и пытаются понять, как грамотно позиционировать продукт, привлекать инвесторов и управлять командой, сообщил Forbes.
Есть ряд сложностей, с которыми стартап может столкнуться ещё на стадии запуска, и нужно быть к ним готовым. Слабые продажи инновации зачастую связаны со стратегий продвижения продукта. Для достижения результата команда должна больше рассказывать про разработку и наглядно показывать её значимость для людей. Это повысит шансы привлечь инвесторов.
Процесс часто тормозит долгая окупаемость серьёзных научных проектов. Далеко не все игроки рынка готовы вкладывать в такие стартапы. Как правило, на это идёт государство либо крупная корпорация. Но нужно понимать, что в России даже на революционную технологию будет крайне сложно получить частные средства.
Ещё одна болевая точка – нехватка профессионалов, готовых трансформировать научную идею в технологию, которая станет продуктом с высоким потенциалом продаж. При этом команда, состоящая из физиков, математиков и IT-специалистов должна говорить на одном языке. Также важно уметь представить стартап таким образом, чтобы суть уловили и предприниматели, и инвесторы, и коммерческие менеджеры. Нужно быть готовым ответить на самые разные каверзные вопросы и обосновать каждую копейку, необходимую на реализацию проекта.
Другой не самый приятный момент — иногда завышенные ожидания клиентов. Любая неудача или незначительная ошибка может разочаровать потенциального покупателя. Не менее важно соблюдать умеренную скорость в этом марафоне. Если начать торопиться, планируя уже завтра изменить мир, можно очень быстро слететь с дистанции.
Может показаться, что масштабные научные стартапы обречены увязнуть в недоверии инвесторов и консервативности клиентов. Но есть один нюанс, который способен свести все сомнения на нет: люди боятся, что технологическая революция пройдёт мимо них. Яркий пример — вычислительные машины. Первые разработки компьютеров появились ещё в середине прошлого века, а их по-настоящему звёздный час наступил только после 2010 года. Теперь, когда технология впереди планеты всей, компании тратят огромные деньги на привлечение соответствующих специалистов, чтобы безнадёжно не отстать от научного прогресса.