
Симбиоз Давида и Голиафа: почему старейшие компании США прочно держатся на рынке

В рейтинге Fortune 500 находится почти 280 компаний, основанных в первой половине XX века. Многие из них не всегда успевают за инновациями, но при этом стартапам всё сложнее занять их место.
В конце 90-х бизнес не торопился внедрять новые технологии, которые могли бы сделать товары и услуги дешевле. В те годы предприниматели опасались, что что-нибудь пойдёт не так, и прибыль упадёт. Современным молодым проектам этот страх несвойственен. И всё же в век интернета старые американские компании имеют незначительное число конкурентов, поэтому корпорации ещё долго будут главенствовать на рынке, сообщил «РБК.Pro«.
По мнению эксперта Лондонской школы бизнеса Джулиана Биркиншоу, одна из причин такого консерватизма на рынке заключается в отсутствии эффекта от внедрения цифровых решений в ключевых сегментах экономики. Если индустрии развлечений, коммуникации и покупок благодаря цифровизации изменились резко и быстро, то секторы нефтедобычи и передачи электроэнергии вообще никак не трансформировались.
Ещё одна причина заключается в ослаблении конкуренции, которое затронуло многие сферы деятельности и позволило компаниям адаптироваться к цифровым технологиям. Например, почти 65 процентов американцев перешли на онлайн-платежи, но при этом не поменяли и не собираются менять обслуживающие банки. Это затрудняет конкуренцию между кредитными организациями и тормозит внедрение инноваций.
Молодые проекты с трудом находят финансирование, зато организации с историей обладают солидными накоплениями и просто меняют курс или стратегии развития. Кроме того, крупные американские корпорации кажутся «бессмертными», потому что сами себя подталкивают к внедрению инноваций. Фирмы тратят огромные средства на исследования, опасаясь большей расторопности конкурентов. Ярким примером тому являются IT-гиганты Alphabet, Amazon, Apple и Microsoft, которые только в 2022 году совокупно потратили на эти цели 80 процентов прибыли.
Есть ещё и демографический фактор, оказывающий влияние на отсутствие у крупных корпораций серьёзных конкурентов. Основатели стартапов – это в основном молодые люди от 20 до 35 лет. А за последние четыре десятилетия именно эта категория граждан сократилась с 26 до 20 процентов. Снизилось и количество новых проектов, а активность бизнеса упала на 60 процентов. Но эксперты ожидают улучшения ситуации за счёт увеличения инвестиций в технологии искусственного интеллекта. Пока же положению гигантов на рынке ничего не угрожает.