
Инфляция: понятия и виды

Инфляция – это устойчивый рост цен в экономике, при котором происходит обесценивание денег. Впервые этот термин был употреблён во время Гражданской войны 1861-1865 годов в США.
Инфляция измеряется Росстатом на основе подсчёта стоимости потребительской корзины. Она включает в себя примерно 500 наименований товаров и услуг, которые потребляет рядовой гражданин России. Средняя стоимость потребительской корзины позволяет определить текущую инфляцию в стране. Инфляция считается в процентах за год.
Рост потребительских цен является одним из ключевых факторов, которые влияют на денежно-кредитную политику Центрального Банка, то есть на рост или снижение ключевой ставки.
В зависимости от роста стоимости потребительской корзины выделяют несколько видов инфляции. Она может быть низкой, когда годовой рост потребительских цен не превышает шести процентов. В России целевым показателем является инфляция в четыре процента. То есть если в начале года человек тратил на продукты 1000 рублей, то при росте цен на четыре процента в конце года на ту же корзину будет потрачено 1040 рублей.
Умеренной инфляция считается тогда, когда рост потребительских цен составляет от шести до 10 процентов. А высокой – если повышение цен варьируется от 10 до 100 процентов. В такой ситуации можно говорить о дестабилизации экономики, при которой цены на товары и услуги увеличиваются вдвое.
Гиперинфляция характеризуется ростом цен от 100 до 1000 процентов и более. Такой рост показателя говорит о значительном обесценивании денег. И, наконец, дефляция – это снижение цен на товары и услуги. Она опасна тем, что потребители перестают приобретать товары в надежде на ещё большее снижение цен, а производители перестают выпускать продукцию.
Текст подготовила: экономист, инвестиционный советник по сырьевому и фондовому рынкам Вероника Днепровская
Озвучила: Мария Буянкина
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции