
Мифы о заморозке банковских вкладов

Несмотря на опровержения официальных лиц и аналитиков уважаемых инвестиционных компаний, тема возможной заморозки банковских вкладов остаётся очень популярной в социальных сетях. Сказывается низкий уровень финансовой грамотности части граждан, а также эмоциональный момент. Люди с нездоровой психикой испытывают удовольствие, накручивая себя и других на негативе. Для них традиционной является тема ослабления рубля, но сейчас она уступила место вкладам.
Заморозка вкладов – это экономическая диверсия, которая подрывает доверие к национальной финансовой системе. И этой историей должны заинтересоваться чекисты. Одно дело, когда такие вещи говорят украинские пропагандисты. Или наши беглые экономисты-обормоты, которые до сих пор молятся на Ельцина и Чубайса. Совсем другое, когда это делают граждане России, чьё мнение должно вызывать у обычных людей доверие. Заморозка вкладов в принципе незаконна и убьёт кредитование и рынок облигаций. Если это случится, в России будет госпереворот.
Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на прошлой неделе опроверг слухи о заморозке вкладов. Сама идея, конечно, выглядит нелепой и безумной. Но некоторые люди полагают, что когда, а рано или поздно это случится, Банк России начнёт снижение «ключа», море депозитов хлынет на рынок потребления. При этом коммерческие банки лопнут, так как в погоне за пассивами подняли ставки по депозитам настолько, что не смогут по ним рассчитываться. То есть будут работать с отрицательной процентной маржой.
На самом деле вкладчики консервативны, и снижение ключа до 15% или 12% не вызовет оттока депозитов. Люди хорошо помнят, что во времена COVID-19 ключевая ставка была 4,25%, а ставки по вкладам 2-3%. Общество было шокировано, зато говорящие головы и руководители некоторых промышленных компаний говорили, что так и должно быть. При этом переток средств, если и возможен, то на рынок акций. И начнётся он лишь когда дивидендная доходность индекса Мосбиржи превысит доходность депозитов.
Прибыли компаний, конечно, растут, но для удобства анализа можно взять дивидендную доходность индекса Мосбиржи в 10%. Минимум 20-30 компаний, которые планировали размещения своих акций, смогут провести IPO. Речь первоначально может идти о сотнях миллиардов рублей. Они однозначно будут не лишними, прежде всего, российскому IT-сектору. Успех группы «Позитив» стал прекрасным примером для других компаний.
Есть и ещё один момент. Снижение «ключа» Банка России будет медленным и плавным, и часть вкладчиков наоборот захотят зафиксировать высокий процент, разместив бумаги на максимально длительный срок.
Сразу после начала СВО Россия столкнулась с банковской паникой. Однако не рухнул ни один банк. Система в целом достаточно устойчива. Что должны сделать власти, чтобы улучшить ситуацию? Для начала вернуть государственные гарантии по вкладам в «Сбере» на любую сумму вклада. Так уже было 30 лет назад. Ну и финансовый ликбез. Еженедельная аналитическая экономическая программа на одном из федеральных телеканалов точно не помешает.
Текст подготовил: член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, кандидат экономических наук Александр Разуваев
Озвучил: Михаил Волков
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции