
Инновации в сфере карьерного развития: заменят ли HR-стартапы традиционный рекрутинг

Найти новую работу стремится всё больше российских граждан, и это сочетается с дефицитом кадров на рынке. Стартаперы приступили к поискам новых решений в сфере рекрутинга и развития карьеры.
Рынок работодателя в России постепенно превратился в рынок соискателя. В 2022 году, по данным аналитиков онлайн-платформы Rabota.ru, 71 процент российских граждан хочет найти новую работу, а 39 процентов подумывают даже о смене профессии, сообщил “РБК Pro”.
Появились новинки: маркетплейсы консультантов по карьере. В декабре 2020 года сотрудники стартапа «Буду» создали сервис “Эйч” для помощи пользователям в развитии карьеры. В течение полугода новая платформа собрала более 20 тысяч резюме соискателей. По словам руководителя проекта Антона Фатеева, большинство людей составляют резюме неправильно. Во многом поэтому у соискателей возникают проблемы с трудоустройством. Многим трудно элементарно пройти собеседование.
«Сбер» и «Яндекс » уже сотрудничали с «Буду». Внутри сервиса появилась специальная платформа, где профессиональные HR-специалисты консультируют соискателей. Главные темы бесед: поиск профессии, правильное написание резюме, эффективное собеседование, эмоциональное выгорание, разговоры с руководством о повышении зарплаты и смена работы. Число сотрудничающих с “Эйч” экспертов-менторов уже превысило 150 человек. К кураторам предъявляют довольно высокие требования: опыт работы более шести лет, хорошее знание рынка, опыт в обучении людей, а также необходимость быть практикующим специалистом.
Существуют и другие платформы, которые специализируются на карьерных консультациях и работают по системе маркетплейса. В течение последних лет этот рынок стремительно растёт и развивается. По словам вице-президента по операционному управлению группы “Анкор” Алексея Миронова, есть множество отдельных специалистов, но пока не было целых компаний, которые занимаются этим. Ведь, как правило, консультация по карьере — это разовая услуга, и в этой сфере трудно найти постоянных клиентов. Поэтому приходится непрерывно заниматься привлечением новых пользователей.
Проекты по поиску соискателей остаются очень востребованными. Частью стартапа «Буду» стал сервис «Ханти», который запущен летом 2021 года. Он даёт возможность рекомендовать знакомых в разные компании на ту или иную должность. Традиционные кадровые агентства, по мнению экспертов, постепенно изживают себя, и в будущем подобные сервисы составят им конкуренцию. К тому же, качество подбора персонала у новых стартапов гораздо выше.
Есть проекты, которые помогают кандидатам найти оптимальных работодателей. К таким относится TalentService, который представляет из себя онлайн-платформу для тестирования. Сервис запущен в конце декабря 2021 года, и начиная с этого момента регистрацию на платформе прошли уже более 500 специалистов, а оценку получили более 300 работодателей.
Руководитель направления онлайн-платформ HeadHunter Евгений Вольнов отметил, что у соискателей появляются новые инструменты влияния, и это нормальный процесс. Однако вряд ли это станет массовым явлением. HR-стартапы в ближайшее время не составят серьёзную конкуренцию традиционному рекрутингу и не будут важнейшим инструментом для найма сотрудников.