
Отечественный Харбин: как Россия построила город в Китае

В XIX веке министр финансов Российской Империи Сергей Витте предложил построить огромную железную дорогу по территории Маньчжурии, северо-восточной провинции Китая. Единая транспортная система помогла бы создать общее экономическое пространство двух держав. Идея наша отклик у императора, и вскоре стартовал проект Китайской восточной железной дороги (КВЖД).
Её лицом стал Николай Сергеевич Свиягин – инженер-путеец дворянского происхождения. Он лично провёл экспедицию в Маньчжурию, чтобы составить маршрут железной дороги, и именно его вариант был одобрен царём. В центральной части маршрута Свиягин основал новый город Харбин, хранивший культуру дореволюционной империи вплоть до эпохи КНР, сообщил Forbes.
Этот самобытный город с необычайной атмосферой входил в систему КВЖД, имевшую статус экстерриториальной. Именно из-за статуса в Харбине была российская система управления, хотя администрация наполовину состояла из китайских чиновников. Харбин считался вольным и независимым городом, который активно пользовался достижениями прогресса и мировой цивилизации, но в то же время хранил дух старой императорской России.
И этот кусочек империи чудом уцелел на китайской земле после революции. Исторические события привели туда тысячи беженцев, спрятавшихся от ужаса Гражданской войны на территории «китайской России». Впрочем, в 1920 году власти Китая всё-таки выждали удобный момент и лишили российских подданных экстерриториальных прав. Но на жизни повседневного Харбина это никак не сказалось.
Спустя четыре года железная дорога перешла в собственность Китая и СССР. А позже Харбин оккупировала Япония, назвав его «Особым городом». В 1935-м местной администрации продали и саму железную дорогу, уволив русский персонал. Но несмотря на все перемены в кругах высшего руководства, население Харбина спокойно продолжало жить в русском городе, раскинувшемся на сопках Маньчжурии.
Началом конца Харбина стал приход военной администрации СССР в 1945 году. Жители начали спешно покидать город, эмигрируя по Союзу или за рубеж. Таким образом, уже к середине 50-х от прежнего Харбина ничего не осталось. Город вошёл в состав КНР, а о русском прошлом там напоминает разве что архитектура и могила Свиягина.