
Расширяя возможности: как сделать бизнес на маркетплейсах выгодным

Прошедший год показал, что потребители всё чаще предпочитают маркетплейсы обычным розничным магазинам и уж тем более монобрендам, представленным онлайн. Продавцы подхватили этот тренд: в 2023 году селлеров на Ozon и Wildberries стало втрое больше, чем простых интернет-магазинов. А бизнесмены, которые ещё не продают на маркетплейсах, планируют на них прийти.
На таких онлайн-площадках действительно можно хорошо увеличить прибыль. Но старая схема «купить дешевле – продать дороже» там больше не работает из-за огромной конкуренции и ассортимента. Успешные селлеры обычно продают от одной тысячи наименований товаров. И чтобы закупать такие объёмы у поставщиков, нужно грамотно наладить бизнес-процессы и подготовиться к масштабированию, сообщил «РБК.Pro».
Прежде всего, нужно легализовать бизнес. Вести его в серую, используя карго-доставку товаров из Китая, конечно, проще. Но постепенно незаконный оборот наличных становится всё больше, и эта проблема начинает тормозить развитие бизнеса. Карго-доставки не предоставляют документы на товар. Соответственно, если банк спросит, куда нужно столько наличности, продавец ничего не сможет подтвердить. А так недалеко и до проверки от налоговой. Так что лучше изначально обелить бизнес и либо ввозить товары легально, либо найти местных производителей. Если работать официально, то можно получить налоговые преференции.
Второй важный момент – необходимо вести управленческий учёт. В электронной коммерции все деньги, как правило, находятся в обороте, и подсчитать, сколько заработала компания за месяц или год, практически невозможно. Чтобы правильно планировать деятельность организации, собирать финансовые модели и знать, какие позиции самые маржинальные, нужно как можно раньше начать считать деньги. Для этого необходимо внедрить автоматизированную систему, которая поможет вести товарный и бухгалтерский учёт, а также нанять аналитиков. В будущем это позволить брать кредиты и привлекать инвестиции.
Если в компании хорошо работает управленческий учёт, то нужно использовать полученные данные, чтобы следить за рынком и конкурентами. Маркетплейсы – место непостоянное, там непостоянны не просто товары, а целые ниши. Поэтому нужно обязательно отслеживать тренды и смотреть, какие позиции хорошо торгуются и популярны у конкурентов. А поскольку карточек товаров существуют десятки тысяч, то без автоматизации и правильных IT-решений не обойтись.
Наконец, крупные бизнесы рано или поздно начинают задумываться о дроблении, чтобы оптимизировать налоги. Но многие селлеры начали относиться к этой идее с опаской из-за возросшего интереса налоговой к таким схемам. Однако дробление вполне легально, его просто нужно грамотно провести. Планировать его надо до того, как компания выйдет на обороты свыше 200 миллионов рублей в год. Осуществляя дробление, лучше не записывать получившиеся юрлица на родных и не объединять несколько мелких компаний под одним названием.
Каждому новому юрлицу нужно присвоить реальную экономическую деятельность, найти реального генерального директора, помещение и персонал. И самое главное – предоставить госорганами обоснование обособленности. Для дробления придётся масштабно перестраивать бизнес и увеличивать документооборот, так что можно обратиться к налоговому консультанту, который поможет оформить правильную схему действий.