
The Economist: секретное оружие Китая в торговой войне

Экспорт в Китае застопорился из-за огромных тарифов на импорт в США. Это, в свою очередь, ставит под угрозу рабочие места, ведь на производствах товаров для Штатов задействовано 16 миллионов китайцев. Аналитики подсчитали, что в ближайшее время примерно 6 миллионов человек лишатся работы. В долгосрочной перспективе это число вырастет до 15,8 миллионов, что станет шоком для экономики.
Как сообщил журнал The Economist, китайское правительство уже начало реализовать механизмы для смягчения шока. На встрече Политбюро Коммунистической партии Китая 25 апреля власти договорились увеличить пособия по безработице для фирм, которые пострадали от действий Дональда Трампа. Но кроме этой меры положение спасёт разросшаяся гиг-экономика. Этим термином принято обозначать временную подработку, когда исполнители получают оплату за результат, а не количество отработанных часов. Учитывая, как быстро разворачивается торговая война, этот сектор экономики может быстро превратиться из подозрительной для партии индустрии в государственный электронный рынок труда.
Китайским властям нравится масштаб гиг-экономики. Федерация профсоюзов КНР посчитала, что на «новые формы найма» сейчас полагается 84 миллиона граждан. В основном спрос идёт на курьеров и таксистов. Кроме того, есть ещё 200 миллионов человек, которые имеют гибкий график работы: это либо самозанятые, либо устроенные на неполный рабочий день. То есть людей, которые заняты в гиг-экономике намного больше, чем людей, работающих на государственных предприятиях (по подсчётам аналитиков, таких насчитывается 54 миллиона).
И они хорошо зарабатывают. Журналисты The Economist приводят в пример 36-летнего мужчину, который в поиске работы увидел, что курьер по доставке еды получает 10 тысяч юаней в месяц. Ему приходится работать с 6 утра до 9 вечера, но заработок стабилен. И таких людей – миллионы. У курьерской фирмы Meituan за последние четыре года количество сотрудников выросло на 41%, а руководство планирует увеличивать продажи на 15% ежегодно вплоть до 2027 года. То же можно сказать и про услуги такси: количество лицензий в 2020 году составляло 2,9 миллиона, а в 2024-м – уже 7,5 миллионов.
Среди компаний разворачивается борьба за персонал – и это посреди торговой войны. Для партии это максимально выгодная ситуация. Поэтому фирмы, занятые в сфере гиг-экономики, получают политическую реабилитацию после того, как в 2020 году правительство закрутило гайки, заявив, что подобные компании способствуют «беспорядочному расширению капитала». Теперь фирмы из сферы гиг-экономики считаются подушкой безопасности для экономики в целом. Таким образом, торговая война вынудила китайские власти адаптироваться под новые реалии. Правительство, конечно, хотело бы, чтобы граждане Китая работали на высокотехнологичных предприятиях и обеспечивали продукцией весь мир. Но пока миллионы курьеров позволяют выдержать натиск высоких пошлин со стороны США.